Президиум Высшего арбитражного суда создал важный прецедент в делах по ОСАГО, поставив под угрозу рынок полисов multidrive, популярных у владельцев корпоративного автопарка. Суд обязал компанию «РЕСО-Гарантия» выплатить возмещение по ОСАГО, хотя автомобилем ее клиента управлял водитель, не указанный в полисе. В итоге страховщики могут лишиться нескольких миллиардов рублей премии по ОСАГО, собираемых с юрлиц.
Коммерсантъ,
20 декабря 2006 г.
Юридическим лицам облегчили бремя ОСАГО
2669 просмотров
Президиум Высшего арбитражного суда вчера создал важный прецедент в делах по ОСАГО, поставив под угрозу рынок полисов multidrive, популярных у владельцев корпоративного автопарка. Суд обязал компанию «РЕСО-Гарантия» выплатить возмещение по ОСАГО, хотя автомобилем ее клиента управлял водитель, не указанный в полисе. В итоге страховщики могут лишиться нескольких миллиардов рублей премии по ОСАГО, собираемых с юридических лиц.
Вчера высшая судебная инстанция, президиум ВАС, оставила в силе решение суда первой инстанции о взыскании 120 тыс. руб. с "РЕСО-Гарантии" в пользу ФГУП "Атомэнергоремонт". В мае 2005 года автомобиль, принадлежавший ФГУПу, попал в аварию, виновником которой был признан автомобиль, застрахованный по ОСАГО в "РЕСО-Гарантии". Страховщик отказал в выплате на основании того, что за рулем автомобиля-виновника ДТП оказался водитель, не вписанный в полис ОСАГО.
Закон об ОСАГО позволяет страховщикам предъявлять регрессные иски виновникам ДТП. Как пояснил Ъ замглавы "РЕСО-Гарантии" Игорь Иванов, "мы не стали выставлять регресс виновному лицу, потому что регресс можно выставить только после осуществленной выплаты, а по сложившейся практике суды подобные регрессы не признают". Виновата в этом статья 14 закона об ОСАГО "Право регрессного требования страховщика", где оговаривается, что компания может взыскать уже оплаченный ею ущерб со страхователя (клиента) или иного лица, чья ответственность застрахована. "Суды понимают эту статью буквально и отказывают, если регресс выставляется лицу, не вписанному в полис",- говорит Игорь Иванов.
"Атомэнергоремонт" с решением страховщика не согласился и судился с ним около года. 14 ноября 2005 года арбитражный суд Москвы решил взыскать с "РЕСО-Гарантии" страховую сумму. Суд признал, что управление автомобилем другим водителем нарушает договор страхования, но это не освобождает страховщика от выплат, а лишь позволяет ему "решить вопрос о нарушении договора непосредственно с собственником автомобиля". Суды апелляционной и кассационной инстанций с этим решением не согласились, решив, что если водитель в договоре страхования не указан, то его ответственность не застрахована и страховщик ничего выплачивать не должен.
Однако президиум ВАС счел, что ответственность собственника, застрахованная по договору ОСАГО, имеет приоритет, а страховщик вправе потом взыскать выплаченную сумму с собственника автомобиля, нарушившего договор. Вчерашнее постановление, по сути, уже не позволит нижестоящим арбитражным судам по-иному решать аналогичные споры.
В "РЕСО-Гарантии" удручены решением президиума ВАС. "Мы бы легко приняли это решение, если бы суды признавали регрессы к лицам, не вписанным в полис,- сказал Игорь Иванов,- иначе убыточность по ОСАГО будет расти и правительство вынуждено будет принять непопулярное политическое решение по изменению тарифов". А глава Росстрахнадзора Илья Ломакин-Румянцев заявил Ъ: "Либо суды поймут логику президиума ВАС, либо законодательство быстро должно измениться".
Позиция президиума ВАС позволит юридическим лицам существенно сэкономить на ОСАГО. Компании при страховании своего автопарка, как правило, оговаривают в договоре, что количество лиц, допущенных за руль этого автомобиля, не ограничено: это так называемый полис multidrive. Такое условие увеличивает базовую стоимость полиса ОСАГО на 50%.
Поскольку страховщик теперь не может не выплатить возмещение ущерба вне зависимости от того, вписан виновник ДТП в полис или нет, полисы multidrive в России могут потерять свою актуальность. Общий объем сборов по этим видам полисов неизвестен, впрочем, они составляют значительную часть от 9 млрд руб. страховой премии, которые, согласно данным Росстрахнадзора, собрали компании за счет ОСАГО в 2005 году по договорам с юридическими лицами. Для физических лиц решение суда менее значимо. Теперь владельцы полисов лишь могут с меньшим риском доверять автомобиль лицам, не вписанным в полис ОСАГО, поскольку страховщик, исходя из прецедента, все равно выплатит ущерб по ДТП. Ольга ПЛЕШАНОВА, Татьяна ГРИШИНА
Вся пресса за 20 декабря 2006 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Страховое право, Выплаты, Суды и расследования
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
|
Персоны:
|
|
|
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
23 января 2025 г.
|
|
Коммерсантъ, 23 января 2025 г.
Госдума расширит возможности для оформления аварий без ГИБДД
|
|
ПРАЙМ, 23 января 2025 г.
Индия продлила разрешение на работу для российских страховых компаний
|
|
Российская газета онлайн, 23 января 2025 г.
В Лос-Анджелесе у не имеющих страховки хозяев сгоревших домов началась паника
|
|
Парламентская газета, 23 января 2025 г.
Сто тысяч за сотрясение: сколько получат пассажиры такси при ДТП
|
|
Известия, 23 января 2025 г.
Таксопаркам могут уменьшить штрафы за отсутствие страховки
|
|
ПРАЙМ, 23 января 2025 г.
Названы последствия снижения штрафа для юрлиц за перевозку без ОСГОП
|
22 января 2025 г.
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 января 2025 г.
Ежегодные застрахованные убытки от катастроф около $150 млрд становятся «новой нормой»
|
|
Парламентская газета, 22 января 2025 г.
Штрафы по договорам страхования для такси предлагают снизить
|
|
ТАСС, 22 января 2025 г.
В ГД внесли законопроект о снижении штрафов для такси за отсутствие полиса ОСГОП
|
|
Казахстанский портал о страховании, 22 января 2025 г.
Китай нарастил усилия в борьбе с мошенничеством в сфере страхования
|
|
Агентство Бизнес Новостей, Санкт-Петербург, 22 января 2025 г.
У таксистов есть шансы получить возможность заключать гибкие договоры страхования
|
|
ПРАЙМ, 22 января 2025 г.
Проект о расширении способов извещения о ДТП по европротоколу готов ко II чтению в Госдуме
|
|
Татар-информ, Казань, 22 января 2025 г.
В Казани стартовал суд над автоподставщиками, которые устраивали ДТП в Москве
|
|
СибМедиа, 22 января 2025 г.
В Красноярском каре изменят стоимость ОСАГО
|
|
Эксперт Online, 22 января 2025 г.
ЦБ запустил сервис для проверки деловой репутации
|
|
ТАСС, 22 января 2025 г.
РЖД отключили автоматическую «галочку» на допуслуги при оформлении билета
|
|
Интерфакс, 22 января 2025 г.
Комитет Думы рекомендовал к I чтению поправки о запуске 10-дневных полисов ОСГОП
|
 Остальные материалы за 22 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|